«Главное в финском образовании — в нем нет унижения»: интервью с Еленой Ленской

Последние годы Финляндия считается мировым лидером в школьном и дошкольном образовании. О том, благодаря чему это происходит, как готовят учителей и чему учат в финских школах, мы поговорили с деканом факультета Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Еленой Анатольевной Ленской.

1-D04A9128.jpg

— Известно, что Финляндия занимает высокие позиции в рейтингах образования. Благодаря чему это происходит?

Первый успех финнов в сравнительных исследованиях PISA был зафиксирован еще в 2001 году, с тех пор эти исследования повторяются каждые три года, и финны всегда занимали в них лидирующие позиции, только в последнем цикле немного уступили нескольким странам, но результаты финских школьников по-прежнему высокие.

Что такое PISA? Это исследование, которое проверяет, насколько пятнадцатилетние школьники могут в жизненных ситуациях применять те знания, которые они получили в ходе изучения учебных дисциплин. Ведь у нас как бывает: после урока русского языка закрывается дверь и дальше можно делать ошибки, и на это чаще всего учителя других предметов не особенно обращают внимание. PISA как раз смотрит на то, как знания живут за пределами того урока, на котором ты их получил. Например, если дается задача по физике, как правило, проверяется то, как ты пользуешься математическим аппаратом, причем задание дается таким, какое оно бывает в жизни, когда ты не знаешь, какие условия тебе пригодятся, а какие нет – надо выбрать, какие из них важны. Как выяснилось, наши дети умеют это делать гораздо хуже финских, потому что у финнов сама программа устроена так, чтобы дети постоянно применяли свои знания в жизненных ситуациях. Финны говорят: «Мы готовим детей к жизни, а не к экзаменам». На мой взгляд, это очень важно.

Исследование PISA проходит уже 15 лет, но наши педагоги о ее результатах почти ничего не знают. Каждый финский педагог может сказать, как в этом году выступили финны, что из этого следует и на что нужно обратить внимание. Казалось бы, им можно расслабиться и почивать на лаврах, ведь они лидеры, но этого не происходит. Хотелось бы, чтобы и мы уделяли больше внимания результатам тех исследований, за которые мы, помимо всего прочего, платим немалые деньги, и чтобы от них была польза не только ученым, но и педагогам-практикам.

Финны сами не ожидали, что их результаты будут такими успешными. Сейчас в Финляндию потянулись ученые и педагоги из всех стран. Стоит приехать в любой финский университет, там обязательно будет делегация из Германии или близлежащих скандинавских стран. В последний раз в Университете Тампере я встретила делегацию из Словении. Германия даже в качестве национального приоритета выдвинула изучение того, что делают финны, чтобы перенести это в свою практику.

1 .jpg

Так почему же финны так успешны?

Многие считают, что главный залог успеха — в подготовке учителей. Если у нас в педвузы часто попадают далеко не лучшие выпускники школ, которые сами не очень успешно сдают ЕГЭ по базовым предметам, то у финнов это невозможно, у них очень много барьеров на пути к тому, чтобы стать учителем. Абитуриент должен доказать, что он умеет работать с детьми, причем не просто рассказать об этом, а представить так называемый портфель своих достижений: где, когда он работал с детьми и какие были отзывы об этой работе. Могут быть задачи на психологическую готовность учителя к работе в школе. Самое главное, что даже успешно обучившись в педагогическом вузе, человек обязательно проходит стажировку в школе, после которой его могут на работу в эту школу не взять. Зато когда учитель начинает работать, его не мучают бесконечными бумагами и отчетами, ему доверяют, а он доверяет детям. Это отдельная история.


— Как выражается это доверие?

Я видела ситуацию, которая в нашей школе вряд ли возможна. Учитель учил детей-первоклассников географической карте. Сначала они наблюдали проекцию предметов и определяли, что нарисовано на бумаге из того, что они видят вокруг. Потом им предложили картинку аэрофотосъемки, на которой им нужно было найти свою школу и те объекты, которые ее окружают, потом им показали карту той же местности и они определяли, что на ней изображено.. После этого они вышли во двор, где с помощью карты искали спрятанные предметы. Наконец, последнее задание – найти дорогу к дому своего одноклассника по карте, им нарисованной.. Они шли в группах, не по одиночке. Когда я узнала об этом, я спросила: «Как же так, ведь на дорогах машины?», на что мне ответили: «Раз они пришли в школу сами, смогут дойти обратно, никаких проблем». И такое доверие к ребенку на каждом шагу. Например, в детских садиках все кабинки в туалете запираются. Если что-то случилось, преподаватель может заглянуть сверху и увидеть, что случилось. Но privacy, как это называют англичане, соблюдается железно с ранних лет. Мне говорили: «Дома запираются, значит и здесь смогут запереться и отпереться. Тем более, что здесь гораздо больше взрослых, которые могут прийти на помощь в случае чего». Такие примеры там на каждом шагу.

Учителя должны уметь все и немного больше, чем то, чему они хотят научить детей. У нас в программах сейчас появляются важные задачи, например, учить детей критическому мышлению. Но мы не учили этому учителей, поэтому вряд ли все они смогут хорошо научить этому своих учеников. У финнов этот принцип соблюдается железно. Учителей учат всем тем полезным навыкам, которым они должны научить детей.

2.jpg

Еще один залог успеха в том, что финское образование — это государственный приоритет.В системе образования все равны и всем должны предоставляться одинаково качественные услуги: не всегда одинаковые, но одинаково качественные. Все услуги бесплатные. Учебники, проезд, «продленка», еда в школе – все бесплатно. При этом бывают случаи, когда детей нужно оставить в школе или детском саду на ночь, в этом случае родитель должен будет заплатить небольшую сумму (существует «потолок», выше которого он платить не станет), и будет обязательно осуществлена проверка, действительно ли родителю нужно, чтобы его ребенок находился ночью в школе (бывает, что предстоит дальняя дорога или родители работают в ночную смену, а живут далеко от школы).

Поделись с друзьями


Жми "Нравится Страница", чтобы получать новые статьи каждый день

Страница: 1 2 3 4 5